LarioArea (larioarea) wrote,
LarioArea
larioarea

Category:

Итальянцы в России и на Украине

Источник: uadream.com

Интересна тема: итальянцы в России и Украине, тем более что история отношений наших народов насчитывает почти тысячу лет. Сколько величайших имен, сколько интереснейших судеб! Как это ни странно, нам не удалось найти фундаментального труда, посвященного этой теме. А ведь такое исследование было бы увлекательнее иного романа. Не претендуя на полноту, в этом небольшом очерке мы вспомним имена известных итальянцев, чья жизнь и деятельность была связана с Россией и Украиной.

Одним из первых итальянцев, в чью судьбу вошла Древняя Русь, был, наверное, Антоний Римлянин (ок. 1067—1147), основатель Антониева монастыря в Новгороде (1106) и первый его игумен. Предоставим слово старинному источнику: «Во времена Владимира Мономаха прибыл на Русь и пламенный ревнитель веры православной святой Антоний Римлянин. Чудесным образом, вопреки всякому закону людскому, но произволением Господним, попал Антоний на Русь. Святой Антоний родился в Риме и, подобно родителям своим, людям богатым и знатным, исповедовал православие. После смерти родителей своих, подвергаясь вместе с другими православными иноками гонениям со стороны Папы Римского, Антоний все имение родителей своих — драгоценные церковные чаши, многую утварь и жемчуг — заключил в деревянную бочку и отдал ее на волю волн. Однажды, когда Антоний Римлянин молился на большом камне у моря, застигла его страшная буря. Камень со святым был подхвачен волнами, но чудесным образом не пошел ко дну, а, плывя по морю, принесен был на берег незнакомой ему реки рядом с городом со множеством церквей православных. Со слезами умиления воспринял Антоний свое спасение и возблагодарил Господа, избавившего его от гонений и показавшего ему путь к истинно православному Царству — Руси. Городом, куда привел Господь Антония, был Новгород. Здесь Антоний и решил остаться навек. Обучившись в скором времени местной речи, он открылся новгородскому владыке — блаженному Никите. «Велико чудо появления твоего, Антоний! Устрой же иноческую обитель в честь Рождества Богородицы на том самом месте, где пристал к берегу камень твой», — помолясь, сказал ему блаженный Никита. Антоний послушно начал строить обитель, а через год случилось новое чудо. Рыбаки, ловившие рыбу в Волхове, вытянули со дна бочку. В бочке этой — той самой, что некогда отдал Антоний на волю волн, — оказалась церковная утварь и прочие драгоценности родителей его. Драгоценности эти были вручены Антонию, и он использовал их для построения каменного храма и покупки земель для монастыря. Шестнадцать лет подвизался Антоний Римлянин в устроенной им обители, после чего мирно преставился. Святые мощи его, неоднократно творившие чудеса, покоятся там же и были обретены в 1597 году». Антоний Римлянин был канонизирован Русской православной церковью.

Зимой 1246 года в Киеве побывал францисканский монах, итальянец Джованни дель Плано Карпини (ок. 1181—1252). Он возглавлял дипломатическую миссию, которую Папа Римский Иннокентий IV направил в ставку великого монгольского хана — Каракорум. Негласной целью делегации было выяснение дальнейших планов монголов, а также изучение «вероятного противника». За несколько лет до этого (в 1240 году) Киев был осажден и взят полчищами Батыя. Город был практически полностью разрушен; уцелела лишь малая часть жителей Киева. Карпини пишет об этом так: «Татары … пошли против Руси и произвели великое избиение в земле Руси, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руси; после долгой осады они взяли его и убили жителей города. Поэтому, когда мы ехали через их землю, мы находили в поле бесчисленное количество голов и костей мертвых людей. Этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь разорен почти дотла: едва существует там двести домов, а людей татары держат в самом тяжком рабстве. Уходя отсюда, они опустошили всю Русь».

На обратном пути, летом 1247 года, путешественники вновь посетили Киев. Карпини с чувством благодарности рассказывает о том, какой прием ему был там оказан: «Киевляне, узнав о нашем прибытии, радостно вышли нам навстречу и поздравляли нас, как будто мы восстали из мертвых; так принимали нас по всей Руси… »

В XIII веке появились первые генуэзские колонии в северном Причерноморье. Это были укрепленные торговые поселения генуэзских купцов, среди которых выделялись: город Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Солдайя (Судак), Боспоро (Керчь). Генуэзские купцы вели посредническую торговлю между Западом и Востоком, в том числе и с древнерусскими княжествами. Известна их роль в финансировании похода Мамая в русские земли. Однако в 1380 году русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского в ходе Куликовской битвы нанесло войску Мамая сокрушительное поражение. Мамай бежал в Кафу и векоре был там убит. Генуэзские колонии в Крыму просуществовали еще около 100 лет, а в 1475 году были захвачены и разгромлены Турцией.

Связи с Италией возобновились лишь во второй половине XV века. Царь Иван III Васильевич (1440—1505) затеял активное строительство в Москве, ставшей к тому времени столицей Русского государства. Именно при нем были возведены современные кирпичные стены Московского Кремля. Этот грандиозный архитектурный проект потребовал участия опытных зодчих. В возведении стен и башен Кремля принял участие известный итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари (ок. 1450—1493). Он учился у своего отца — архитектора и скульптора Гуинифорте Солари, строил собор и ряд других сооружений в Милане, а с 1490 года работал в Москве.

В те же годы на территории Кремля возводится Грановитая палата. Это самое старое гражданское сооружение Москвы, здесь размещался главный тронный зал царского дворца, заседала Боярская дума. Главная восточная стена облицована белым камнем, обтесанным на четыре грани. Отсюда и название палаты. Это был самый высокий и большой зал на Руси, его площадь 495 м2. В роскошной обстановке Грановитой палаты устраивались пышные приемы иностранных послов, праздновались военные победы. Начал строить Грановитую палату (1487) итальянский архитектор Марк Фрязин, а заканчивал строительство (1491) Пьетро Антонио Солари.

Итальянский архитектор Бон-Фрязин в 1505—1508 годах построил нижние три яруса колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Другой итальянский архитектор и инженер Алевиз Фрязин (Миланец) участвовал в разработке проекта и в постройке кремлевской стены с башнями вдоль реки Неглинной в 1495 году. Создал в 1499—1508 годах каменные палаты в Кремле, вошедшие затем в ансамбль Теремного дворца. Кроме того, в 1508—1516 годах отрыл ров вдоль кремлевской стены со стороны Красной площади, который засыпали лишь в XIX веке. Плотина (1508) и кирпичный мост на реке Неглинной были сооружены также под его руководством.

Тезка Алевиза Миланца — архитектор Алевиз Фрязин (Новый) в 1503 году направился в Россию по приглашению Ивана III Васильевича через Крым, был захвачен татарами в плен и принужден целый год работать в Бахчисарае у хана Менгли-Гирея. В Бахчисарае построил ханский дворец, от которого остался лишь резной каменный портал. Лишь по настоятельному требованию русского царя был отпущен в Москву. По свидетельству летописи, Алевиз Миланец построил в Москве одиннадцать церквей, из которых не сохранилась ни одна, и Архангельский собор в Кремле, сооруженный в 1508 году, в декоративной отделке которого были использованы элементы архитектуры раннего итальянского Возрождения.

Но, пожалуй, крупнейшей фигурой в итало-русских архитектурных связях этой эпохи был архитектор и инженер Аристотель Фиораванти (ок. 1415—ок. 1486). Родился он в Болонье, в семье потомственного мастера-строителя. Первоначально работал в родном городе, завоевав авторитет виртуозной передвижкой колокольни церкви Санта-Мария Маджоре на новое место. В 1451—1453 годах выполнял различные ремонтные, фортификационные и гидротехнические работы в Риме, а с 1458 года — в Милане, Мантуе, Парме, Будапеште и других городах. Уже немолодым человеком Фиораванти по приглашению Ивана III приехал в 1475 году в Москву для руководства строительством Успенского собора в Кремле (предыдущий храм на этом месте рухнул в процессе строительства в результате технических просчетов).

Архитектор подошел к делу очень серьезно: для знакомства с русским зодчеством Фиораванти съездил во Владимир, посетил ряд храмов на севере страны. Взяв за образец владимирский Успенский собор (XII в.), Фиораванти всего за 4 года (!) возвел в Кремле величественное здание, в котором гармонично соединились традиции владимиро-суздальской школы с изысканной гармонией архитектуры итальянского Возрождения.

В процессе строительства русские зодчие ознакомились с целым рядом новых технических приемов (применение железных связей, лебедок и т. д.). В 1479 году новый собор был освящен. Итальянец принял также участие в походах Ивана III на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) в качестве главного инженера-фортификатора и начальника артиллерии.

Следующая «итальянская волна» накатилась на Россию уже в начале XVIII века, при Петре I. И это не удивительно. Строительство новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга — требовало архитекторов-градостроителей. И здесь в первую очередь следует назвать имя выдающегося архитектора, одного из основоположников т. н. «петровского барокко» Доменико Трезини (ок. 1670— 1734). Итальянец по происхождению, Трезини родился в швейцарском городке Астано в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка молодой архитектор приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию — «служить в городовом и палатном строении» (1703). В том же году Трезини приехал к месту строительства новой российской столицы. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 году обновлял поврежденные фортификационные укрепления Нарвы. Наконец в 1706 году Доменико Трезини приступил к главному своему труду — строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 году крепость как таковая — с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами — была в значительной своей части уже построена. В 1712—1733 годах над ней вознесся Петропавловский собор — трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 метров, на 32 метра больше колокольни «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех архитектурных памятников Петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу. Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года.

Не забудем упомянуть имя еще одного крупного итальянского архитектора, родившегося в Швейцарии, а прославившегося в России. Это Луиджи (Алоизий Иванович) Руска (1758—1822). Еще мальчиком, в 1767 году, он приехал в Россию с отцом — каменных дел мастером Джованни Руска, приглашенным И. И. Бецким для строительства Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Официально поступил на службу в 1783 году. К основным работам Луиджи Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по его проекту (1809) была построена Гранитная терраса, а также Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Руска был избран академиком архитектуры Петербургской академии художеств. По его проектам в Украине построен Нежинский лицей в стиле классицизма (1807—1817), гос-тинные дворы в Киеве (вместе с арх. Ме-ленским, 1809), Белой Церкви (1809— 1814) и Феодосии, церковь в Симферополе (1809). В 1818 году он уволился со службы и вернулся в Италию.

В 1716 году в Петербург приехал известный итальянский скульптор, уроженец Флоренции, Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744). Мастер прибыл со своим сыном (будущим великим архитектором). Предполагалось, что Растрелли будет руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров (на практике же его деятельность ограничилась скульптурой). Растрелли по праву считается мастером скульптуры барокко, одним из основоположников этого стиля в России. Он создал ряд портретных образов Петра I — его парадно-триумфальный конный монумент (1719— 1743; отлит из бронзы в 1745—1746 и в 1800 году установлен перед Инженерным замком) и большой бюст (бронза, 1723— 1729, Эрмитаж, Петербург). Среди других произведений мастера — бюст А. Д. Мен-шикова (1723—1729, Русский музей, Петербург), группа «Императрица Анна Ивановна с арапчонком» (бронза, 1733— 1741, Русский музей).

Его сын, Бартоломео Франческо Растрелли (1700—1771) по праву считается крупнейшим представителем русского и украинского барокко. В 1730 году он был назначен придворным архитектором императрицы Анны Ивановны. В 1736— 1740 годах построил для графа Бирона дворцы в Рундале и Митаве в Курляндии (ныне Латвия). В 1745—1757 годах он руководил работами по перестройке царских резиденций в Петергофе и Царском Селе. В 1754—1762 годах по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки. Среди других произведений Растрелли — Воронцовский (1749—1757) и Строгановский (1752—1754) дворцы в Петербурге. Мастер радикально обновил русское церковное зодчество: он создал проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748—1767 годах вел архитектор И. Ф. Мичурин. Бартоломео Франческо Растрелли был автором и другой жемчужины архитектуры украинской столицы — Мариинского дворца (1745—1752), который ныне является резиденцией Президента Украины. Самым крупным из церковных сооружений зодчего явился Смольный монастырь в Петербурге (1748—1764) с жилыми корпусами и храмами. Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

В 1751 году графом К. Розумовским был приглашен в Украину из Италии крупный архитектор — Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), который работал в Киеве и на Черниговщине. В 1754 году по предложению Петра III Ринальди приступил к большому строительству в Ораниенбауме под Петербургом. По его проектам здесь были возведены: дворец Йетра III (1759— 1762), впечатляющий декоративно-пластической изысканностью Китайский дворец (1762—1769) и уникальная Катальная горка (1762—1774). Среди других произведений зодчего особо значительны живописный Мраморный дворец в Петербурге (1768—1783, ныне отдел Русского музея) и дворец в Гатчине (1766—1781), в архитектуре которых уже намечается переход к классицизму. В 1783 году Ринальди сильно ушибся, упав с лесов возводившегося по его проекту здания. После этого печального события архитектор уехал на родину и жил в Риме, где и умер в 1794 году.

В 1756 году по приглашению императрицы Елизаветы Цетровны в Петербург прибыл известный итальянский художник Пьетро Ротари (1707—1762). Перед этим он работал в Венеции, Риме, Неаполе, а с 1750 года — в Вене при дворе Марии Терезии. Он выступал в разных живописных жанрах, однако международный авторитет Ротари был основан прежде всего на его портретном искусстве. Сочетал в своих работах парадную импозантность с внутренним душевным оживлением, тонко передавая индивидуальные характеры моделей. Среди его произведений — портрет Б. Ф. Растрелли (1756—1762, Русский музей, Петербург) и несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Творчество Ротари оказало большое влияние на русских живописцев А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова.

Нельзя не сказать несколько слов о выдающемся архитекторе, представителе классицизма Джакомо Кваренги (1744—1817). Он работал в России с 1780 года. Его творения отличаются монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа — павильон «Концертный зал» (1782—1788) и Александровский дворец (1792—1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783— 1799), Эрмитажный театр (1783—1787), Смольный институт (1806—1708) — в Санкт-Петербурге. Много храмов, дворцов, усадеб, жилых домов и других зданий возведено по проектам Кваренги и в Украине: на Черниговщине, Слобожанщине, Полтавщине. Его учеником был А. Меленский и другие украинские зодчие.

С 1783 по 1802 год в России работал известный итальянский архитектор и художник-декоратор Винченцо Бренна (1745—1820). Он построил дом княгине Гагариной (в Павловске), дом графа Кутайсова (там же), возвел Румянцевский обелиск (1798—1799, в Румянцевском сквере). В 1797—1800-м строил Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге.

С 1780-х годов в Москве работал также архитектор Франческо Кампорези (1747—1831). Известны его работы в стиле русского классицизма — дом Апраксиных на Знаменке, дом Волконского на Лубянке, проект дворца в Останкино.

Знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзаго (1751—1831) работал в России с 1792 года. Архитектурно-перспективные декорации, написанные Гонзаго для придворных театров и театра в Архангельском, отличаются гармонической ясностью классических форм. Выполненные Гонзаго монументально-декоративные росписи благодаря иллюзионистическим эффектам служили как бы продолжением реально существующей архитектуры (росписи т. н. галереи Гонзаго во дворце в Павловске, 1822— 1823). Гонзаго также участвовал в планировке парков (в Павловске и др.).

Среди крупнейших российских архитекторов XIX века также немало итальянцев. Вспомним имя выдающегося представителя русского ампира Джузеппе (Осипа) Бове (1784—1834). Он родился в Петербурге в семье неаполитанского живописца, приехавшего в 1782 г. в город на Неве и работавшего в Эрмитаже. Был его старшим сыном, два же младших брата — Микеле и Алессандро (Михаил и Александр) — позднее тоже стали архитекторами и его сотрудниками.Вскоре семья переселилась в Москву. Осип Бове учился в архитектурной школе при «Экспедиции кремлевского строения» (1802—1807) у итальянца Ф. Кампорези, затем работал помощником таких крупных архитекторов, как М. Ф. Казаков и К. Росси. В Отечественную войну 1812 года был в народном ополчении. Вернувшись на городскую службу (1813), Осип Бове вошел в состав «Комиссии для строения Москвы», созданной с целью восстановления города после катастрофического пожара. На следующий год Бове назначили главным архитектором «фа-садической части», призванным следить не только за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Благодаря этому он смог обновить планировку и весь облик древней столицы, в особенности облик ее центра, причем обновить с невиданным еще в московском строительстве размахом и согласно единому стилистическому замыслу. Под его началом в центре Москвы были перестроены Торговые ряды напротив Кремля (1814—1815), разбит Александровский сад с гротом (1820—1822), декоративно оформлена инженерная структура Манежа (1824—1825), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим театром (1821—1824; здесь Бове переработал проект А. А. Михайлова). Из ансамблей, осуществленных Бове вне центра, наиболее значительна Первая городская больница за Калужской заставой (1828—1833). Величественные же Триумфальные ворота, возведенные по его проекту у Тверской заставы (1827— 1834), были разобраны в 1938 году, а в 1968-м воссозданы близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Великий архитектор Карло Росси (1775— 1849) — крупнейший зодчий русского ампира — был сыном итальянской балерины Г. Росси. Родился он в Петербурге. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В. Бренны. В 1803—1804 годах учился в Италии. По возвращении в Россию работал в Петербурге, Москве, Твери и в малых городах Тверской губернии. В 1815 году уже опытным мастером Росси возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. В 1819 голу он полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы — между Невским проспектом и Марсовым полем — послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819—1825; ныне — Русский музей). Преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку Росси возвел здесь в 1828—1834 годах Александрийский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси). Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829— 1834 годах архитектором А. Е. Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, — тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ — по перестройке зрительного зала Александрийского театра. Умер Росси в Петербурге в 1849 году.

Архитектор Доменико (Дементий) Жилярди (1785—1845) работал в России в 1810—1832 годах. После пожара 1812 году в Москве восстановил здание университета (1817—1819), перестроил Опекунский совет (ныне Российская АМН, 1823— 1826), усадьбу Кузьминки (1820-е гг.); дома-усадьбы Луниных (1818—1823), Усачевых-Найденовых (1829—1831).

В эти же годы в Москве работает знаменитый итальянский скульптор Джованни (Иван) Витали (1794—1855). Он выполнил скульптуры для Триумфальных ворот, установленных ныне на Кутузовском проспекте, и для фонтана на Театральной площади. Хорошо известен его портретный бюст А. С. Пушкина (1837).

Большое признание получило творчество итальянских скульпторов и в Украине. Здание Новой биржи в Одессе было украшено в 1894—1899 годах скульптурными композициями Л. Менционе, участвовавшего также в создании памятника Екатерине II (1894—1900), и Марко Мо-линари, который работал также в Одессе над монументально-декоративной отделкой гостиницы «Бристоль» и городского театра. В Киеве хорошо известны скульптурные композиции Элио Сала, жившего здесь с конца XIX века до начала Первой мировой войны и работавшего над скульптурным украшением зданий Художественного музея, городского театра, Николаевского костела и многих других сооружений. Итальянский скульптор Биоджолли выполнил беломраморный саркофаг художника И. Айвазовского в Феодосии (1901).

Наряду с архитекторами, скульпторами и художниками, огромный вклад в развитие культурных связей I Палии, России и Украины внесли итальянские композиторы и музыканты. Здесь можно назвать целый ряд замечательных имен.

Так, много лет проработал в России неаполитанец Франческо Арайя (1709— ок. 1770). С 1735 по 1762 год он (с перерывами) возглавлял итальянскую оперную труппу в Санкт-Петербурге. Арайя — автор первой поставленной в России оперы «Сила любви и ненависти» (1736). Для петербургской придворной сцены композитор написал оперы «Селевк» (1744), «Сципион» (1745), «Митридат» (1747), «Беллерофонт» (1750), аллегорическую пастораль «Прибежище мира» (1748), а также первую оперу на русское либретто (по трагедии А. П. Сумарокова) «Цефал и Прокрис» (1755).

Известный итальянский композитор, руководитель капеллы Сан-Марко в Венеции Бальдассарре Галуппи (1706—1785) в 1765—1768 годах был придворным капельмейстером в Санкт-Петербурге. Он руководил придворными спектаклями и концертами, писал музыку для православного богослужения и преподавал (среди его учеников композитор Дмитрий Бортнянский). В России Галуппи написал свою самую известную оперу «Ифигения в Тавриде» (1768), ряд кантат и ораторий.

В 1768 году на пост придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге «заступил» итальянский композитор Томмазо Траэтта (1727—1779), проработавший до 1775 года. Здесь он создал свою лучшую оперу «Антигона» (1772).

В 1787—1791 годах должность придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге занимал знаменитый неаполитанец — композитор, клавесинист, скрипач Доменико Чимароза (1749—1801).

Композитор и педагог Джузеппе Сарти (1729—1802) работал в России в 1784—1801 годах. Он не только занимал пост придворного капельмейстера, но и возглавлял домашнюю капеллу князя Г. А. Потемкина в Украине (насчитывающую более 180 певцов и музыкантов), с которой выступал в Кременчуке, Херсоне, Бендерах. В мае 1787 года капелла сопровождала Екатерину II во время ее путешествия по Днепру. С его именем связано основание по инициативе Потемкина первой в Украине консерватории. Сарти вплоть до 1796 года, пока действовала Екатеринославская музыкальная академия, был ее директором. В России Сарти написал ряд опер и две помпезные оратории во славу русского оружия. Среди его учеников известные русские и украинские композиторы Л. С. Гурилев, С. И. Давыдов, Д. Н. Кашин, С. Дегтярев.

Завершает эту блестящую «итальянскую музыкальную галерею» портрет композитора и дирижера Катерино Кавоса (1775—1840), хотя его творчество относится уже к первой половине XIX века. Родился он в Венеции в семье музыканта, там же получил музыкальное образование. С 1799 года Кавос работал в Петербурге капельмейстером итальянской и русской оперы, дирижером оперных оркестров, преподавал в Театральном училище. Кавос стал одним из тех итальянцев, кто обрел в России вторую родину. Среди его сочинений патриотические оперы «Илья-богатырь» (1806), «Иван Сусанин» (1815), балеты. Скончался Кавос в 1840 году в Петербурге.

Надо сказать, что труд нескольких поколений итальянских композиторов, исполнителей, музыкальных педагогов не пропал даром. В 70-е годы XVIII века Санкт-Петербург приобрел репутацию одного из крупнейших оперных центров Европы, славящегося прекрасным оркестром, образцовым хором и великолепным декорационным оформлением спектаклей.

Огромную роль сыграли итальянцы в становлении и развитии оперы в Украине. Уже в конце XVIII века с их помощью возникли здесь первые оперные коллективы, а в Одессе был создан первый городской театр итальянской оперы, со временем признанный одним из лучших в Европе. Уже в 1824 году в немецкой прессе отмечалось, что артистическому составу одесской труппы мог позавидовать любой театр Европы.

Нельзя не вспомнить имя крупнейшего итальянского балетмейстера, педагога и реформатора хореографии Доменико Мария Гаспаро Анджолини (1731 — 1803). В общей сложности он прожил в России около 15 лет (с 1765 по 1786 год с перерывами), из них большую часть в Петербурге. Занимая пост балетмейстера Императорского театра, Анджолини поставил немало спектаклей, главным образом по собственному сценарию и на собственную музыку. Он стал одним из первых, кто смог объединить танец, музыку и драматическое действие в единое целое — ballet d’action.

С 1851 года в Петербурге работал известный итальянский балетный композитор Чезаре Пуньи (1802—1870), которого знали в России под именем Цезарь Пуни. Здесь он написал музыку к 35 балетам, самым известным из которых является «Конек-Горбунок» (1864) — первый балет на русский сюжет.

В XIX веке в России и Украине гастролируют выдающиеся итальянские балерины: в 1837—1842 годах — Мария Тальони (1804—1884), в 1850—1853-м — Карлотта Гризи (1819—1899), в 1885— 1892 годах — Вирджиния Цукки (1847— 1930). Знаменитая итальянская балерина Карлотта Брианца (1867—1930) в 1887— 1891 годах с блеском выступала в России, была первой исполнительницей партии Авроры в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица». Другая итальянская балерина Пьерина Леньяни (1863—1923) в течение восьми лет (с 1893 по 1901) занимала положение примы-балерины на сцене Мариинского театра. В 1895 году она впервые блистательно исполнила партию Одетты в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Крупнейшей фигурой в мире балета на рубеже XIX и XX вв. был итальянский танцовщик и педагог Энрико Чеккетти (1850—1928). В 1890 году он был назначен балетмейстером Мариинского театра. Чеккетти преподавал в Театральном училище; в числе его учеников были великие Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь.

Начиная с середины XVIII века в России и Украине выступают итальянские оперные певцы и певицы. Практически все крупные итальянские мастера бельканто XIX века побывали в России. Среди них певцы: Джованни Баттиста Рубини (1794— 1854), Антонио Тамбурини (1800— 1876), Антонио Тамберлик (1820—1889), Анджело Мазини (1844—1926), Франческо Таманьо (1850—1905), Маттиа Баттистини (1856—1928), Энрико Карузо (1873— 1921),Титта Руффо (1877—1953) и певицы — Катерина Габриелли (1730—1796), Анджелика Каталани (1780—1849), Джудитта Паста (1797—1865), Джулия Гризи (1811—1869), Аделина Патти (1843—1919), Амелита Галли-Курчи (1882—1963).

Кстати, с именем Катерины Габриелли связан один исторический анекдот. Певица запросила у императрицы Екатерины II неслыханную сумму — пять тысяч дукатов за два месяца выступления в Петербурге. «Я своим фельдмаршалам плачу меньше», — запротестовала императрица. «Отлично, Ваше императорское величество, — отпарировала певица, — пусть Ваши фельдмаршалы Вам и поют». Императрица уплатила указанную сумму.

В конце XIX — начале XX века в России работает целый ряд выдающихся музыкантов, композиторов, дирижеров итальянского происхождения. Среди них:

Ипполит Альтани( 1846— 1919),в 1867— 1882 годах — главный дирижер и хормейстер Киевской оперы и одновременно преподаватель Киевского музыкального училища, в 1882— 1906 годах — главный дирижер Большого театра.

Риккардо Дриго (1846—1930), композитор и дирижер. Более 40 лет работал в Санкт-Петербурге, в 1920 году вернулся в Италию. Под его руководством впервые поставлены балеты П. П. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892), А.К.Глазунова («Раймонда», 1898).

Джузеппе Труффи (1850—1925), дирижер. В начале 1880-х годов — дирижер итальянской оперы в Одессе. В 1885— 1999 годах (с перерывом — дирижер Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. Вернувшись в Одессу, организовал в 1892 ГОДУ-Товарищество оперных артистов» и тогда же осуществил поездку по южным городам Украины. Дирижировал первыми постановками опер Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога»; выступал в симфонических концертах.

Ферруччо Бузони (1866—1924), крупнейший итальянский пианист, композитор, дирижер, музыкальный писатель, педагог. Неоднократно концертировал в России. Профессор Московской консерватории (1890—1891).

Умберто Мазетти (1869—1919), певец (лирический тенор), композитор, педагог. С 1899 года работал в России, профессор Московской консерватории. Воспитал плеяду выдающихся русских певиц, в том числе А. В. Нежданову, Н. А. Обухову, В. В. Барсову и других. Автор трех опер, симфоний, ряда романсов, а также методических пособий по вокалу.

Оставили свой след итальянцы и в истории цирка. Так, семья цирковых артистов Чинизелли работала в России с 1869 года. Основатель династии — Гаэтано Чинизелли (1815—1881) в 1877 году построил в Санкт-Петербурге первое стационарное здание цирка. Другая известная семья цирковых артистов — Труц-ци — работала в России с 1880 года. Труппы Чинизелли, Труцци, Феррони неоднократно гастролировали и в Украине. Особым успехом пользовались пантомимы на украинские сюжеты: «Мазепа, или Степной конь», «Тарас Бульба». В севастопольском цирке Труцци выступал легендарный борец Иван Поддубный.

После 1917 года по понятным причинам количество итальянцев, приезжавших в Россию и Украину значительно уменьшилось. Однако нельзя сказать, что русско-итальянские и украинско-итальянские связи полностью прервались. В январе 1921 года на съезде в Ливорно была образована Итальянская коммунистическая партия (ИКП). А уже в октябре 1922 года к власти в Италии пришел Муссолини. Начались гонения на левые партии, в том числе на коммунистов. Многие из них оказались в тюрьмах, часть ушла в подполье, часть вынуждена была эмигрировать. Некоторых итальянских коммунистов приняла Москва. Так, несколько лет жил и работал в Москве генеральный секретарь ИКП с 1926 года Пальмиро Тольятти (1893—1964). Кстати, его именем назван город в Самарской области, центр автомобильной промышленности России. Некоторое время проработала в Коминтерне итальянка Тина Модотти (1896— 1942), известный фотограф.

В годы Второй мировой войны многие итальянцы оказались на территории СССР далеко не по своей воле. 22 июня 1941 года, в день нападения гитлеровской Германии, фашистская Италия также объявила войну СССР. На Восточный фронт был брошен Итальянский экспедиционный корпус, позже преобразованный в армию, который уже в первые месяцы войны понес большие потери. В ходе боев в районе среднего течения Дона и Сталинградской битвы (ноябрь-декабрь 1942 года) итальянская армия была полностью разгромлена. Более 20 тысяч итальянцев было взято в плен. Общие потери фашистской Италии на Восточном фронте составили около 150 тысяч человек. Эта печальная страница в истории российско-итальянских отношений была перевернута с окончанием Второй мировой войны.

История послевоенных советско-итальянских (а с 1991 года российско-итальянских и украинско-итальянских) отношений выходит далеко за пределы этого очерка. Есть, впрочем, человек, о котором просто невозможно не сказать здесь несколько слов. Один из крупнейших физиков XX века Бруно Понтекорво (1913— 1993) родился в Италии. В 1936 году он вступил в Итальянскую коммунистическую партию, которая была тогда в подполье. В 1940 году, подобно другим выдающимся итальянским физикам, лауреатам Нобелевской премии, Энрико Ферми и Эмилио Сегре, он эмигрировал в США. Научные интересы Понтекорво лежали в области ядерной и нейтронной физики. Ученый работал в США, Канаде, Великобритании, а с 1950 г. — в СССР. Здесь он продолжал активно трудиться, получил все мыслимые звания и награды, в том числе Государственную премию СССР (1954), Ленинскую премию (1963), звание академика АН СССР (1964). Долгие годы Бруно Понтекорво оставался «невыездным» и даже не мог встретиться со своим родным братом — известным итальянским кинорежиссером Джилло Понтекорво (р. 1919).

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете комментировать здесь или там

Tags: Записи, связи - италия и россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • День Папы и 2 видео

    День Папы отмечается сегодня в Европе. Выбор дня Связан с тем, что 19 марта – день San Giuseppe, Иосифа Обручника. По этому поводу хотелось…

  • Книжный в Комо.

    Любимое место в городе Комо – площадь Сан-Феделе и книжный магазин «Ubik». Смотреть дальше Раньше здание церкви святого…

  • Джованни Гастел

    Фотограф, поэт. Такие многогранные личности и называют на итальянском «artista», человек искусства. Его имя неразрывно связано с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments