Статью с этим названием я множество раз встречала на просторах интернета, и к сожалению не знаю её автора, но выражаю ему свою благодарность. Если кто-нибудь подскажет мне имя с удовольствием его размещу тут.
Почему статья о дизайне стульев в журнале об озере Ларио?
Во первых один из объектов – был впервые представлен публике именно в Комо, на вилле Олмо. Второй – знаменитое кресло мешок – «сакко» был впервые произведен на фабрике Zanotta, в провинции Милана. Даже стул Тонет N14, созданный австрийцем в 1859 году очень быстро, практически сразу после своего изобретения появился на виллах озера Ларио. Мы видим его в фильме Лукино Висконти «Gattopardo» – российское название «Леопард» действие которого приходится на 1851 – 1861 годы, а Висконти был настолько точен в деталях, что любое подобное появление являясь результатом тщательного изучения, предстаёт как убедительное свидетельство достоверности показанного. Предлагаю вашему вниманию по этому поводу интересную статью greenorang. Ну и заодно интереснейшее исследование
la_gatta_ciara о том, как снимали «Леопард». Я отвлеклась.
Так вот сама идея, философия дизайна, как искусства, не только украшающего жизнь, но и привносящего комфорт, а соответственно и новое качество, очень гармонично вплетена в повседневную жизнь Ларио и его жителей.
Практически в каждом доме можно встретить известные работы знаменитых дизайнеров – от небольшой соковыжималки Alessi до стульев, ламп и диванов. Причем это всё причудливо, но органично сочетается с предметами антиквариата, что также встречаются практически в каждом доме. Особо импонирует то, что эти предметы всегда носят имя не только производителя
- например Zanotta или Molteni, но и автора идеи. Причем это не современная дань авторским правам, а историческая, национальная традиция. Если скрипка, то Страдивари, если купол, то Филиппо Ювары. К сожалению, мне сложно привести подобные российские примеры, за исключением разве что яиц Фаберже. По поводу предметов в интерьере, у меня была идея коротеньких заметок типа «Портрет предмета в интерьере дома Н.», целью которой было бы:
1 Обозначить значимость или особенность предмета. Просто обратить на него внимание, сделать стоп-кадр. Например: «Гранённый стакан. Культовый дизайнерский предмет, получивший широчайшее распространение на территории Совесткого Союза. Автор – скульптор Вера Мухина, создатель монументального произведения «Рабочий и Колхозница». Только об итальянском, а точнее ларианском.
2 Просто любопытная история, откуда предмет взялся.
Конечно это были бы не портреты, а этюды, наброски в пару строк.
Ну а теперь сама статья, название которой вынесено в заголовок, которая послужила поводом для столько длинного вступления.
Автор возможно Елена Новицкая.
7 культовых стульев в истории дизайна.
по субъективному желанию автора, основанному частью на количестве ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в литературе. Несмотря на почтенный возраст, кроме последнего, все эти стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах, производятся и продаются огромными тиражами. Другой автор может предложить иной букет, и тоже будет прав
1.Венский стул «Модель №14″1859 Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия
Теперь всё чаще встречается современная версия воплощения формы модели №14 из металла вместо гнутого дерева и пластика вместо венской сетки – соломки.
2.»Хилл Хаус», стул для спальни 1902-03 Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия
составяющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых – прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус» и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что
дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а очень
полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду – горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на
функциональные зоны. Это почти скульптура – вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают
тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.
3. Шезлонг «Model B306″м1928 Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, ФранцияВеликий функционалист Ле Корбюзье при всейнебесспорности однозначно утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт – тоже функция). Этот стул -
Изгибы проверены и перепроверены пропорциями модулора – необязательно испытывать телом, доверяешь взгляду – будет очень удобно, валик в
головах убеждает в этом так красноречиво…
Простой
табурет, продаваемый миллионными тиражами. Он был запущен в
производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво
сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени. Потому что
они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и
три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая
технология, в результате – очень дешево в производстве. Есть
дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются
один поверх другого высокой стопкой. Очень удобно при дефиците жилого
пространства. И технология, и идеология очень близки к венскому стулу.
Так
же, как «Модель 14″, аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в
интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект.
Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и
некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, – этакое
солнышко в доме. Ножки – лучи. Материал – дерево – намек на
экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится
множество других наслоений смысла и знаковости.
5.Табурет «Mezzadro»1957 Дизайн: Акилле и Пьер-Джакомо Кастильони, Италия
проходила выставка «Цвет и форма в сегодняшнем доме». Дизайнеры братья
Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера.
Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей: вместе
сосуществовали предметы обычные, «анонимного дизайна» и специально
спроектированные. Идея коллажа присутствовала и в интерьере в целом, и в
отдельных предметах.
Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка «Mezzadro».
Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли
заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все
гораздо
проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на
стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет.
Со
времени той выставки актуальность формы «Mezzadro» не уменьшилась. Эта
почти полувековая «старушка» весьма органично смотрится в
агресивно-молодежных интерьерах и, даже в ультрасовременных
хайтековских.
У табуретки «Mezzadro» есть «брат», представленный
на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему
виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров «Селла»
- «Седло». Способ его использования звучит замысловато: «сидеть стоя
или стоять сидя». Велосипедное седло насажено на металлический стержень
красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается
своеобразная «неваляшка».
Замечательный
«мешок» итальянских дизайнеров, образец «антидизайна», бесформенный и
(о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине
60-х стало слишком много, и он начал утомлять.
Радикальная молодежь
предпочла делать «дизайн без вещей» – дизайн поведения. Они отказались
от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В
то же время, несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения
выполнения главной функции – удобно сидеть, кресло-мешок
безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами.
Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же
услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея
эксплуатировалась последователями во
множестве вариантов исполнения,
пока не дошла до логического финала – «мешок» заставили застыть, выкачав
из него воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (Идея:
Рон Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного
усовершенствования, но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.
Нечто
космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с
изумительной серебристо-хайтековской текстурой. Cимбиоз экологического
сознания и космических технологий. Творение «биомеханического дизайна»,
идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует
на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как
объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это
только
видимость. Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он
немножко «завтрашний», он кажется пришельцем из неизвестного интерьера
будущего. Пока он только гость, он неорганичен в нынешних интерьерах.
Материал
подчеркивает искусственность, но форма живая, природная. Техника и
природа не противопоставляются, а странным образом сосуществуют в этом
предмете.
Публикую по статье http://www.proreklamu.com/articles/design/1550-7-.htmlЕлены Новицкой, возможно первая публикация именно эта.
UPD Нашла первоисточник. Елена Новицкая, «Office-Organizer» Мебель в Санкт-Петербурге, №2 выпуск 2 2004
Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете комментировать здесь или там