LarioArea (larioarea) wrote,
LarioArea
larioarea

Category:

7 культовых стульев в истории дизайна.

Статью с этим названием я множество раз встречала на просторах интернета, и к сожалению не знаю её автора, но выражаю ему свою благодарность. Если кто-нибудь подскажет мне имя с удовольствием его размещу тут.

Почему статья о дизайне стульев в журнале об озере Ларио?
Во первых один из объектов – был впервые представлен публике именно в Комо, на вилле Олмо. Второй – знаменитое кресло мешок – «сакко» был впервые произведен на фабрике Zanotta, в провинции Милана. Даже стул Тонет N14, созданный австрийцем в 1859 году очень быстро, практически сразу после своего изобретения появился на виллах озера Ларио. Мы видим его в фильме Лукино Висконти «Gattopardo»  – российское название «Леопард» действие которого приходится на 1851 – 1861 годы, а Висконти был настолько точен в деталях, что любое подобное появление являясь результатом тщательного изучения, предстаёт как убедительное свидетельство достоверности показанного. Предлагаю вашему вниманию по этому поводу интересную статью [info]greenorang. Ну и заодно интереснейшее исследование  [info]la_gatta_ciara о том, как снимали «Леопард». Я отвлеклась.

Так вот сама идея, философия дизайна, как искусства, не только украшающего жизнь, но и привносящего комфорт, а соответственно и новое качество, очень гармонично вплетена в повседневную жизнь Ларио и его жителей.
Практически в каждом доме можно встретить известные работы знаменитых дизайнеров – от небольшой соковыжималки Alessi до стульев, ламп и диванов. Причем это всё причудливо, но органично сочетается с предметами антиквариата, что также встречаются практически в каждом доме. Особо импонирует то, что эти предметы всегда носят имя не только производителя
- например Zanotta или Molteni, но и автора идеи. Причем это не современная дань авторским правам, а историческая, национальная традиция. Если скрипка, то Страдивари, если купол, то Филиппо Ювары. К сожалению, мне сложно привести подобные российские примеры, за исключением разве что яиц Фаберже. По поводу предметов в интерьере, у меня была идея коротеньких заметок типа «Портрет предмета в интерьере дома Н.», целью которой было бы:
1 Обозначить значимость или особенность предмета. Просто обратить на него внимание, сделать стоп-кадр. Например: «Гранённый стакан. Культовый дизайнерский предмет, получивший широчайшее распространение на территории Совесткого Союза. Автор – скульптор Вера Мухина, создатель монументального произведения «Рабочий и Колхозница». Только об итальянском, а точнее ларианском.
2 Просто любопытная история, откуда предмет взялся.
Конечно это были бы не портреты, а этюды, наброски в пару строк.

Ну а теперь сама статья, название которой вынесено в заголовок, которая послужила поводом для столько длинного вступления.
Автор возможно Елена Новицкая.

7 культовых стульев в истории дизайна.

Эта семерка культовых стульев (стулом мы условно назовем любое устройство для сидения – от табурета до шезлонга) выбрана
по субъективному желанию автора, основанному частью на количестве ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в литературе. Несмотря на почтенный возраст, кроме последнего, все эти стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах, производятся и продаются огромными тиражами. Другой автор может предложить иной букет, и тоже будет прав

7 культовых стульев в истории дизайна 1.Венский стул «Модель №14″1859 Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия

Начнем обзор мебельных шедевров с того времени, когда слово «дизайн» может уже и было произнесено, но было совсем новеньким и нетронуто-блестящим. Середина XIX века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году запатентовал метод «гнуто-клеенной» технологии изготовления мебели, и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть стул, ставший действительно классикой – «Модель 14″. Тонет довел эту модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением.


Конструкция получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал незаменимым свойством – мог вписаться в любой интерьер органично и незаметно. А, кроме того, волшебным образом «исчезал» – стоило человеку сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего.
Теперь всё чаще встречается современная версия воплощения формы модели №14 из металла вместо гнутого дерева и пластика вместо венской сетки – соломки.

7 культовых стульев в истории дизайна 2.»Хилл Хаус», стул для спальни  1902-03 Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия

Макинтош, будучи одним из «отцов» британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих
составяющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых – прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус» и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что
дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а очень
полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду – горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на
функциональные зоны. Это почти скульптура – вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают
тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.

7 культовых стульев в истории дизайна 3. Шезлонг «Model B306″м1928 Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, ФранцияВеликий функционалист Ле Корбюзье при всейнебесспорности однозначно утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт – тоже функция). Этот стул -

уже почти лежанка, а не стул – как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола.
Изгибы проверены и перепроверены пропорциями модулора – необязательно испытывать телом, доверяешь взгляду – будет очень удобно, валик в
головах убеждает в этом так красноречиво…
7 культовых стульев в истории дизайна 4. Табурет «№60″ 1933  Дизайн: Альвар Аалто, Швеция
Простой
табурет, продаваемый миллионными тиражами. Он был запущен в
производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво
сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени. Потому что
они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и
три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая
технология, в результате – очень дешево в производстве. Есть
дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются
один поверх другого высокой стопкой. Очень удобно при дефиците жилого
пространства. И технология, и идеология очень близки к венскому стулу.
Так
же, как «Модель 14″, аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в
интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект.
Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и
некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, – этакое
солнышко в доме. Ножки – лучи. Материал – дерево – намек на
экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится
множество других наслоений смысла и знаковости.
7 культовых стульев в истории дизайна

5.Табурет «Mezzadro»1957 Дизайн: Акилле и Пьер-Джакомо Кастильони, Италия

В 1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо
проходила выставка «Цвет и форма в сегодняшнем доме». Дизайнеры братья
Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера.
Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей: вместе
сосуществовали предметы обычные, «анонимного дизайна» и специально
спроектированные. Идея коллажа присутствовала и в интерьере в целом, и в
отдельных предметах.
Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка «Mezzadro».
Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли
заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все
гораздо
проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на
стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет.
Со
времени той выставки актуальность формы «Mezzadro» не уменьшилась. Эта
почти полувековая «старушка» весьма органично смотрится в
агресивно-молодежных интерьерах и, даже в ультрасовременных
хайтековских.

У табуретки «Mezzadro» есть «брат», представленный
на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему
виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров «Селла»
- «Седло». Способ его использования звучит замысловато: «сидеть стоя
или стоять сидя». Велосипедное седло насажено на металлический стержень
красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается
своеобразная «неваляшка».

7 культовых стульев в истории дизайна

 6.Кресло «Сакко» 1968 Дизайн: ПьероГатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия
Замечательный
«мешок» итальянских дизайнеров, образец «антидизайна», бесформенный и
(о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине
60-х стало слишком много, и он начал утомлять.
Радикальная молодежь
предпочла делать «дизайн без вещей» – дизайн поведения. Они отказались
от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В
то же время, несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения
выполнения главной функции – удобно сидеть, кресло-мешок
безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами.
Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же
услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея
эксплуатировалась последователями во
множестве вариантов исполнения,
пока не дошла до логического финала – «мешок» заставили застыть, выкачав
из него воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (Идея:
Рон Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного
усовершенствования, но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.

7 культовых стульев в истории дизайна

7.»W.W. Stool»  1990 Дизайн: Филипп Старк, Франция
Нечто
космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с
изумительной серебристо-хайтековской текстурой. Cимбиоз экологического
сознания и космических технологий. Творение «биомеханического дизайна»,
идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует
на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как
объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это
только
видимость. Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он
немножко «завтрашний», он кажется пришельцем из неизвестного интерьера
будущего. Пока он только гость, он неорганичен в нынешних интерьерах.
Материал
подчеркивает искусственность, но форма живая, природная. Техника и
природа не противопоставляются, а странным образом сосуществуют в этом
предмете.

Публикую по статье http://www.proreklamu.com/articles/design/1550-7-.htmlЕлены Новицкой, возможно первая публикация именно эта.

UPD Нашла первоисточник. Елена Новицкая, «Office-Organizer» Мебель в Санкт-Петербурге, №2 выпуск 2 2004

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете комментировать здесь или там

Tags: Записи, вилла Олмо, город Комо, имя - Кастильони, имя - Михаэль Тонет
Subscribe

  • 25 ноября

    Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете прокомментировать здесь или там

  • 29 февраля 1928 года ушел из жизни Армандо Диаз,

    военный деятель Италии. Улица в его честь есть практически во всех крупных городах Италии. Давайте узнаем о нем больше. Источник: calend.ru…

  • 29 февраля. Проситься замуж :)

    Оригинал взят у shuwany в 29 февраля. Просимся замуж :) В V веке святая Бригитта Ирландская пришла к святому Патрику и поведала ему о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments