LarioArea (larioarea) wrote,
LarioArea
larioarea

Categories:

Дом культуры Зуева в Москве

Дом культуры имени Зуева в городе Москве, расположенный по улице Лесной, дом 18 архитектора Ильи Голосова – яркий и интересный образец советского конструктивизма.
Здание довольно занятно и для человека, знакомящегося с итальянским рационализмом, родиной которого в Италии можно считать город Комо. Сравните сами

  146,77 КБ

Ниже статья valaamov_osel в ДК. им Зуева  посвященной зданию Ильи Голосова.

Отталкиваясь от начатого, дальше я решил посетить классику московского конструктивизма и отправился на ул. Лесную 18 где находится ДК. им Зуева построенное архитектором И. Голосовым.Состояние здание я бы назвал удовлетворительное. Само ДК один из самых ярких представителей московского конструктивизма.
Хотелось бы конечно чтобы чуть побольше уделяли внимание внешнему облику здания, не повредил бы более аккуратный косметический ремонт. Внутри я не был, так что что там творится сказать не могу, хотя некоторое поверхностное представление можно составить по фотографиям которые я наешл на просторах интернета и приведу ниже.Из личных замечаний скажу следующее: торчащий в дверях театра (ныне здание является театром) чоповец совершенно не располагал к фотографированию со штативом так что к сожалению все панорамы сделанные в ближе пришлось делать с рук.Несмотря на то что практически все статьи в интернете когда ведут речь о конструктивизме упоминают ДК. им Зуева как об одном из самых ярких примеров, конкретно информацию о нем дают в двух трех строчках, поэтому позволю себе привести часть главы из книги С.О. Хан-Магомедова «Илья Голосов» 1988 года издания:«И. Голосов при проектировании клубов создавал сложные объемные построение,главный акцент во внешнем облике здания он всегда переносил на один из объемных элементов композиции, решая именного его крупно и предельно лаконично, а все остальные элементы нарочито усложняя и измельчая, чтобы зрительно подчинить их этой крупной форме (или как он его называл, субъективной массе). Для подчеркивания главенствующей роли крупно решенного элемента в общей композиции (обычно, асимметричной) он использовал приемы динамического построения, контрасты стекла и глухой стены.
В построенном по проекту И. Голосова клубе им. Зуева в Москве (1926-1928) вертикальный стеклянный цилиндр лестничной клетки как бы прорезает горизонтальный параллелепипед верхнего этажа, являясь главным композиционным элементом сложной и в достаточной степени расчлененной объемной композиции здания.
Фасад клуба был запроектирован с обогащенной пластикой, что позволило лаконично решенному цилиндру стать бесспорно главным элементом композиции здания. Этому немало способствовал и необычный прием «прорезания» стеклянным цилиндром перекрывающей его «плиты» верхнего этажа. Внутреннее движение вертикальной цилиндрической формы как бы преодолело тяжесть горизонтальной формы и вырвалось на простор. Верхняя тонкая плита перекрытия над цилиндром уже не воспринимается как остановка движения, она скорее всего подчеркивает форму цилиндра и его главенствующую роль в композиции.
В результате был создан чрезвычайно выразительный художественный образ клуба. Образ действительно яркий, сразу бросающийся в глаза и надолго остающийся в памяти. Но вот что удивительно – запоминается не вся объемно-пространственная композиция куба, а именно сочетание углового стеклянного цилиндра со сложным по пластическому решению параллелепипедом корпуса.
Незначительные размеры и вытянутые пропорции отведенного под строительство клуба участка чрезвычайно осложняли проектирование. И. Голосов использовал 9/10 площади участка под застройку, а затем как бы компенсировал застроенную территорию двора, создав обширную террасу на крыше. Стесненность участка заставили И. Голосов консольно вынести часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа – вертикальные и горизонтальные выступы. Главный выход в здании устроен с торцевого фасада, который решен более крупно – в его средней части над входом на высоту всех этажей устроен вертикальный выступа с открытыми лоджиями в верхней части. Объемные элементы продольного фасада дают ритмическое нарастание движение к угловой части и к главному входу в клуб. Клуб имеет два зала – большой на 950 мест и малы на 285 мест. Внутреннее помещение здания, несмотря на то, что автору приходилось преодолевать сложности, связанные с узким участком, запроектировано свободно, хорошо связаны между собой и не производят впечатления затесненности. Основные несущие конструкции и стены здания выполнены из железобетона и кирпича.
Клуб им. Зуева – бесспорно, одно из самых лучших и самых известных произведений И. Голосова. Он был высоко оценен и современниками. Один из авторов писал в начале 30-х годов: «Среди общественных сооружений последних лет архитектура этого клуба относится к числу удачных. Как постройка переходного периода она должна найти свое положительное место в будущей истории советской архитектуры» (Филиппов А.В. Клуб имени Зуева.-В кн.: «10 рабочих клубов Москвы».-М., 1932.-) Действительно это произведение И. Голосова прочно вошло в историю советской архитектуры, в ее золотой фонд.»для начала несколько старых проектных набросков:
источник: http://nkf.mian.ru/Rus/Architecture/Constructivism/Photo/235.aspx
источник: http://www.foto-list.ru/cities01_07.htmlХочу обратить внимание на последнее фото. Многие смотря на него и сравнивая с современным видом здания сокрушенно цокают языком и говорят о том как мало осталось от былого величия. Есть версия что это не фото это то что называется «отмывка». Вот простое определение этого приема архитектурной графики найденного на сайте http://art-paint.narod.ru/ «Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике. Не зря в архитектурном институте она преподается с первого курса. Тем не менее это одно из главных средств архитектора, поскольку обычный чертеж не дает ясного представления о форме и понятен лишь профессионалам. Именно в отмывке замысел, форма и цвет постройки становятся доступными любому зрителю. Да и архитектору это приносит большую пользу: работая цветом, он находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.» (подробнее об этом методе можно прочитать здесь http://art-paint.narod.ru/tush.html). Так что это, как я уже сказал выше, не фото, а грубо говоря чертеж. В доказательство своей теории я бы обратил внимание на то как выглядит здание сейчас и как оно выглядит на «отмывке». Что должно произойти со здаием чтобы оно превратилось в такой «урезанный» вариант? Я считаю что даже в случае очень серьезного пожара остались бы большие намеки чем те которые мы наблюдаем. И потом нет никаких упоминаний ни о перестройке ни об изменениях в конструкции здания. Нет промежуточных фотографий которые бы иллюстрировали процесс разрушения того что мы наблюдаем на изображениях приведенных вверху. В связи со всем этим я позволяю себе сделать вывод что данный вид ДК остался только на бумаге, а само здание дошло до нас в своем первозданном виде.</p>

еще несколько изображений (общий вид, перспектива (проект), фрагменты, планы) из книги С.О. Хан-Магомедова «Илья Голосов» 1988

140,69 КБ

96,66 КБ

135,07 КБ

140,87 КБ

142,39 КБ

134,53 КБ

А теперь современные фото:

135,06 КБ

113,99 КБ

146,77 КБ

116,15 КБ

131,31 КБ

121,29 КБ

132,58 КБ

120,72 КБ

111,26 КБ

102,01 КБ

129,68 КБ

Та сама панорама которая делалась с рук :-(
81,98 КБ

А вот эта как ни странно удалась.
94,85 КБ

Решил напоследок сделать одну ХДРку.
178,49 КБ

Несколько фотографий интерьеров ДК найденных мною в интернете.

источник:

http://www.flickr.com/photos/nata3951/sets/72157594541897244/detail/

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете комментировать здесь или там

Tags: Другие берега, Записи, имя - Джузеппе Терраньи, имя - Илья Голосов
Subscribe

  • Защитить общественный Музей имени Николая Рериха!

    На картинах Рериха нет Альп, Николай Константинович не был на озере Комо, но копируя сюда текст обращения из петиции о сохранении музея, мне не…

  • День Папы и 2 видео

    День Папы отмечается сегодня в Европе. Выбор дня Связан с тем, что 19 марта – день San Giuseppe, Иосифа Обручника. По этому поводу хотелось…

  • Книжный в Комо.

    Любимое место в городе Комо – площадь Сан-Феделе и книжный магазин «Ubik». Смотреть дальше Раньше здание церкви святого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments