LarioArea (larioarea) wrote,
LarioArea
larioarea

Categories:

Рождество, Мадонна и Комский след.

Поздравляя всех с Рождеством, хотелось не просто разместить поздравительную открытку, а карточку, связанную с Комо – вполне логично для журнала, посвященного самому прекрасному озеру в Италии. Подходящая фотография была найдена сразу – это епископский дворец в городе Комо (Palazzo Vescovile), в праздничные дни Рождества с спроецированной на фасаде здания Мадонной с младенцем. Идеальный кадр по такому случаю. Но, что касается связи с Комо – не всё так просто: знаков, связей, ниточек на самом деле гораздо больше. Любознательным предлагается заглянуть под кат, а остальные могут ограничиться любованием проекции знаменитого полотна. Узнали какого? Нашли несостыковку? Если нет, то тогда тоже – под кат.

Епископский дворец Комо находится на площади Гримольди, к северу от кафедрального собора города. Северный портал собора — самый красивый вход не случайно — именно им пользовались церковные иерархи проделывая путь от епископского дворца. Сейчас этот северный вход называют чаще «Дверь Лягушки» – «Porta della rana”, по знаменитому элементу декора портала — лягушке. Кажется немного странным, что несмотря на такую важную, особую функцию северного портала говоря о нём чаще вспоминают лягушку, а не епископов Комо, но таковы превратности судьбы и странности истории. В конце XIX века, считалось, что у города Комо есть три достопримечательности: “La rana, la funtana e i tett de la Besana” – «Лягушка, фонтаны и титьки Бесаны». До наших дней дожила, правда утратив голову только лягушка, синьёра Безана давно умерла, а фонтан — сохранившийся, работающий, давно уже радует посетителей одного американского парка.

Итак епископский дворец. Считается что до X века здесь была небольшая часовенка Святого Михаила.
При епископе Альберико (1007-1028) было построено новое здание, включавшее в себя старую постройку. В самом начале XVIII века дворец был перестроен по проекту Карло Франческо Сильва и преобразован в летнюю резиденцию епископов Комо. В 1931 году была произведена реставрация под руководством архитектора Федерико Фриджерио (Милан, 1873 – Комо,1959), автора храма Вольта, во время которых увидели свет некоторые остатки первоначальной, древней постройки. От старинного здания тем не менее осталось мало: лоджия с окнами-бифорами, окна атриума, апсида старинной церквушки — Оратория Святого Михаила. Что касается интерьера здания, самый интересный — зал приёмов с фресками XV века, собрание портретов комских епископов, гобелены XVII века подобные те, что мы видим в кафедральном соборе, декорированный в стиле рококо капеллы.

В рождественской проекции на фасад епископского дворца, все безусловно узнали полотно Рафаэля Санти«Мадонна Альба». Неизвестно, зачем его решили отразить по горизонтали — может может оно так лучше вписывалось в фасад здания, и почему из более сорока мадонн, вышедших из под кисти мастера…было выбрано именно оно, но это — опять знак Комо в поздравительной открытке.

40 Мадонн Рафаэля Санти

Мадонна Альба из серии образов, созданных художником в Риме. Изображение заключено в круг, диаметром 94,5 см.

«Мадонна Альба» Рафаэль Санти. Национальная галерея Вашингтона 

Центр композиции – небольшой крест, который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Иисусу, которого держит на своих руках Мария. Фигуры создают динамичную композицию, они изображены на фоне предположительно пейзажей Римской Кампании — области в Лацио, расположенной вокруг Рима.

Создана работа по заказу Паоло Джовио, это опять же ниточка, связывающая мадонну Альба с Комо. Паоло Джовио — величайший уроженец города Комо  (Комо, 21 дек. 1483  – Флоренция, 12 дек. 1552) епископ Ночерский, итальянский учёный-гуманист, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ, коллекционер. Именно он — создатель первого в мире «музея» в современном смысле, что находился на его вилле Джовио в городе Комо, в том самом месте, где сейчас находится вилла Галлия. Именно он собрал великолепную галерею портретов выдающихся деятелей – литераторов, правителей, государственных деятелей и высокопоставленных лиц, многие из которых были написаны с натуры числом 484, портреты разделялись на 4 категории в зависимости масштаба достижений и сопровождались описаниями жизни и характеров персонажей. Копии портретов коллекции сделанных по заказу  Козимо I де Медичи работы художника Христофора дель Альтиссимо что посвятил работе 37 лет с 1552 по 1589 год стали основой собрания галереи Уффици во Флоренции и с 1587года выставлены в коридорах галереи. Именно Паоло Джовио подарил Вазари идею составить собрание биографий выдающихся современников, подобное своему. Произошло это в 1546 г. на обеде у Павла III.

Но это всё было позже, а в 1511 году Рафаэль Санти в рассвете своего творчества создаёт «Мадонну Альба» масло на дереве. Сохранились эскизы к полотну, сейчас они находятся в нескольких европейских музеях. На много лет произведение Рафаэля исчезает из виду, и согласно Манускрипту Реста, из Амброзианской библиотеке обнаруживается в монастыре оливетанцев в Ночере , основанном в 1530 году. По одной, самой популярной версии в этом городе работа оказалась благодаря заказчику — Паоло Джовио, который получив назначение  (Климент VII доверил ему епископскую кафедру), в 1528 году переезжает из Рима в город Ночера. Мадонна едет с ним и оказывается в церкви оливетанцев.

Земли Ночеры находились под скипетром испанского короля, и в 1686 году неаполитанский вице-король, граф-герцог Оливарес, увёз картину в Испании. Название «Мадонна Альба» картина получила в XVIII веке, когда она висела в севильском дворце наследников Оливареса — герцогов Альба. После последней из рода Альба Мария Каэтана де Сильва картина перешла её лекарю, а затем была продана датскому послу, графу де Бурку. Когда «Мадонна Альба» попала в руки лондонских предпринимателей.

В 1836 году по наказу наказу императора  Николая I одна из самых прекрасных работ Рафаэля приобретена за 14 тысяч фунтов. В России, из за плохой сохранности картина была переведена на холст, при этом была повреждена часть пейзажа справа. Это была жемчужина собрания  Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Работой восхищались, императрица Александра Фёдоровна была настолько очарована шедевром, что попросила супруга о том, чтобы повесить его в своём личном кабинете. Ответом императора была копия, изготовленная Фёдором Бруни, которая и сегодня находится в  Михайловском замке в Санкт — Петербурге.

Фёдор Антонович Бруни. Копия Мадонны Альба

 95 лет «Мадонна Альба» Рафаэля находилась в России. В  1929—1934 годах  в годы позорной трагичной страницы в истории Эрмитажа — распродажи части коллекции, «Мадонна Альба», наряду с другими полотнами – шедеврами мировой живописи кисти Ян ван Эйка, Тициана, Рембрандата  была продана и в 1931 году попала к Э́ндрю Уи́льям Ме́ллону  американскому банкиру, миллиардеру, министру финансов при президентах У.Гардинге, Кулидже иГ.Гувере, посолу США в Великобритании. Когда в 1937 году Конгрессом США была основана Национальная галерея искусства в Вашингтоне,  Меллон преподнёс свою коллекцию великих мастеров в дар музею.

А теперь следующий знак Комо — очередная ниточка. Помните о копии великого полотна, созданной для Александры Фёдоровны? Её автор — Фёдор Антонович Бруни. родился в 1799 году, на 4 дня позже А. Пушкина в Италии,энциклопедии указывают на Милан, но скорее это был другой ближайший городок
 

 

Фёдор Бруни, (настоящее имя Феделе Бароффио/Fedele Baroffio) родился в семье художника и реставратора Антонио Бруни, что родом из Мендризио. Это одно из славных семейств мастеров с озёр, «artisti dei laghi”, архитекторов, скульпторов, художников, что несли своё мастерство, своё искусство по всему миру. Вплоть до средних веков этих самых мастеров с озер называли «маджистри коммачини» переводя этот термин на русский язык самым различным способом.

Антонио Бруни — отец Карло Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Что касаестя Фёдора Бруни, в его послужном списке роспись Исаакиевского собора, работа в Эрмитаже, ректорство в Академии художеств.

 

 

 

 

 

Вот некоторые из его работ.

 

 

 

Один из потомков семейства Бруни – очень известный пианист. Недавно он приезжал на родину своих прославленных предков, на землю итальянского Комо и швейцарского Тичино, был в Лугано, Мендризио, с тем, чтобы побольше узнать о своей семье.

Говорят, что все люди в мире знакомы через семь рукопожатий. Что-то подобное происходит с озером Комо: всегда можно найти ниточки, связывающие с ним.
Для тех кому нравится такая игра, предлагаю найти ниточку, что связывает уже упоминавшуюся сегодня Александру Фёдоровну Романову, супругу Николая I с озером Комо, или например с одной из самых известных вилл на ней.

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете прокомментировать здесь или там

Tags: вилла Галлия, вилла Джовио, имя - Паоло Джовио, имя - Рафаэль Санти, имя - Фёдор Бруни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments