LarioArea (larioarea) wrote,
LarioArea
larioarea

Categories:

В чем ходить в чужой монастырь

В эти дни широко обсуждается возмутительное с точки зрения нормального воспитания, и уж тем более официального протокола поведение американского лидера. Ошибки других, (если кто-то верит, что это было непреднамеренно) – всегда хороший повод задуматься о нас самих. Давайте посмотрим настолько ли мы – воспитанные, цивилизованные люди, уважающие свои и чужие традиции, как нам думается?

В эти дни широко обсуждается безобразное поведение Барака Обамы и его супруги во время зарубежных поездок с официальным визитом. Говорится как президент США демонстративно жевал жвачку во время военного парада в Индии в День Республики, как в Саудовской Аравии Обама в разговоре с новым королем вытянул задранные ноги в его направлении, продемонстрировав подошвы своих ботинок, о том что его жена Мишель на похоронах короля Абдаллы, и на высоком приёме не покрыла волосы. Такое поведение стало уже едва ли не привычным: в июне 2014 года Обама возмутил французов, появившись с жвачкой на официальной церемонии в честь 70-й годовщины высадки войск союзников в Нормандии, сидя перед гробом с телом Манделы, Обама – жуя и улыбаясь несмотря на трагичность момента – начал делать «селфи» с премьер-министром Дании, будто находясь на бейбольном матче, Израиль оскорбился ногами Обамы на столе во время беседы с Биньямином Нетаньяху. Систематичность фактов столь странного поведения на фоне существования довольно важной службы протокола дают повод усомниться, что речь идёт о частных недостатках воспитания, а не о специальной политике и продуманных ходах. Если это так, то обсуждать все эти выходки говоря об этикете – бессмысленно, но если это действительно непонимание, неуважение, незнание? Тогда можно пожалеть о происходящем и подумать нет ли подобным проколов в нашем с вами поведении.

Поговорим, к примеру о той же непокрытой голове Мишель Обама. Знаете что вспоминается? Церемония прощания с первым президентом России Бориса Ельцина в Храме Христа Спасителя. Мероприятие это было протокольным из-за уровня, на котором происходило и из-за участников, но место – православный храм, налагали ещё несколько особенностей. В общем та же ситуация, как с простоволосой мадам Обама. А какой мы увидели первую леди страны? С непокрытой головой! Причём не в заморских странах с неведомыми обычаями, а на своей территории, в своей стране, в своём городе перед народом, для которого ты – первая леди, жена президента, и перед лидерами других стран. Вид у неё был такой, будто она собиралась в театр, а заглянула на похороны. Чего стоят одни только серёжки. И ведь вовсе было не обязательно рядиться в павлово-посадский платок, хотя хороший был бы ход, достаточно было хотя бы надеть шляпку, как это сделали некоторые зарубежные гостьи. Как объяснить то, что тогда по этому поводу никто как-то не высказывался. А как мы ведём себя, заходя в православную церьковь? Как и следует мужчине – обнажая голову, или как предписывается женщине покрывая её?

 

Этикет – то как мы ведём себя на публике, этика – то, как мы ведём себя (или могли бы) когда нас никто не видит.

Этикет диктуется социумом, этика – совестью. И то и другое- в какой-то степени – система ограничений, и нормальный уровень культуры и воспитания предполагает, что мы не только соблюдаем внешний свод правил, но что сформировано чувство внутренней этики.
Есть категория более грубая чем этикет – это закон, выходя за его рамки человек уже становится нарушителем или преступником (в зависимости от того какой именно кодекс нарушен), а не просто неприличным человеком. Кодекс чести же включает себя и этикет и этику, и кое-что ещё. Где проходит граница между этикетом и этикой? Скорее всего её нет, это просто разные степени одного и того же, но вот это «никто не видит» – пожалуй ключевой критерий. Мы так себя ведём потому что так надо и задано внешними правилами и распоряжениями, или руководствуясь внутренними мотивами? Человек писающий в лифте ещё в большей степени чем нормы поведения, нарушает то, что находится в сфере этики – системы внутренних правил.

А теперь давайте вернёмся с самопроверке. Как мы ведём себя войдя в христианскую церковь?
Нет, в этот раз, скажем в католический храм. В последние десятилетия нет строгого правила для женщин покрывать голову, но остается жёсткое правило для мужчин – снимать головной убор, и не важно католик вы, православный, или турист-атеист. Думается, что смягчение правила для женщин всего лишь результат туристического бума и невероятной популярности Италии среди туристов. Здания церквей часто настоящие сокровищницы, хранящие великолепные образцы живописи, скульптуры, архитектуры, памятники истории, поэтому в Италии церкви, базилики и соборы – нормальная часть даже просто туристической программы. У людей, рождённых в СССР, правда, встречается отголосок прошлого, когда здание церкви ассоциируется исключительно с религиозным. Приходилось встречать людей, некогда советских граждан, что прожив много лет в Италии никогда не заходили ни в одну церковь потому что «мы не религиозны». Да-да, и это несмотря на «Тайную вечерю» Леонардо, Станцы Рафаэля и прочее. Впрочем, мы отвлеклись.

В фильмах Федерико Феллини, женщин в церкви мы видим в платках. Несмотря на то что есть синьоры, что помнят старые времена, встретить старушку со специально покрытой головой будет сложно. Нет теперь такого правила – и ладно. А как ведут себя православные женщины в католических храмах той же Италии? Они заходят в храм своей, христианской религии, в дом своего бога, имеют установку или представление, что нужно покрывать голову, но раз в Италии можно, ходят простоволосые, ограничиваясь лишь соблюдением рекомендованной длинны юбки и открытости наряда. Что же случилось? Выходит на родине это было тоже лишь соблюдение формального правила, а не прочувствованная норма? Никто не видит, не ругает, значит можно? Чем же это отличается от писанья в лифте?

 

На фото выше – Анастасия Волочкова в храме Николая Чудотворца в Венеции.

Всё больше люди путешествуют по миру, всё больше повсюду туристов, иммигрантов, беженцев, всё больше требуется чуткости, внимания и уважения не только к себе и своим нормам, но и сосуществование с правилами других. Давайте почаще вспоминать, что ошибки других – это в первую очередь повод задуматься о своих. Это не значит, что их не надо обсуждать, безусловно надо, но не однобоко. Давайте задумаемся над своим поведением в Турции или Италии, обсудив гастарбайтеров в Москве или негров в Париже. Замалчивание этого, стремление избежать деликатной темы – было бы другой крайностью, такой же неприятной как огульное осуждение. Часто слышу в качестве объяснения отказа от обсуждения каких-то проблем общества или других людей пресловутое «не судите, да не судимы будете», которое трактуется скорее всего не верно. Даже если не затрагивать тему языка, перевода, и прочее, как по-вашему звучит фраза: «не любите, и не любимы будете», (подобная, к слову звучит в песне Челентано». Является ли это призывом не любить? Нет, это просто предупреждение, наблюдение, что всё взаимосвязано. Точно так-же и «не судите», что и подтверждается следующими за этим словами. Впрочем Библия – уже много веков не только самая популярная книга, но и самая нечитаемая.

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете прокомментировать здесь или там

Subscribe

  • Защитить общественный Музей имени Николая Рериха!

    На картинах Рериха нет Альп, Николай Константинович не был на озере Комо, но копируя сюда текст обращения из петиции о сохранении музея, мне не…

  • День Папы и 2 видео

    День Папы отмечается сегодня в Европе. Выбор дня Связан с тем, что 19 марта – день San Giuseppe, Иосифа Обручника. По этому поводу хотелось…

  • Книжный в Комо.

    Любимое место в городе Комо – площадь Сан-Феделе и книжный магазин «Ubik». Смотреть дальше Раньше здание церкви святого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments