LarioArea (larioarea) wrote,
LarioArea
larioarea

Categories:

"...русские представления о Западе не менее фантастичны, даже у тех, кто туда пару раз туристом съездил. Что можно увидеть за неделю? Вы видите не страну как таковую, а лишь иллюстрацию к ранее сложившемуся у вас образу этой
страны. Складывается же он из наложения прочитанной вами художественной литературы, просмотренных вами фильмов
и прочей подобной ерунды на ваш русский менталитет, на русскую картину  мира".

Такой  фрагмент из книги СергеяЗубцова "Как жить в западной Европе" я прочла в журнале garibalda.
Тема меня безусловно интересует и я сразу же перешла на страницу книги. В ней довольно хорошо раскрывается мысль
приведённого выше фрагмента, мол да, мы - разные, Западная Европа это не то, что Вы про неё думаете, она совсем другая,
и чтобы узнать насколько, пару раз съездить недостаточно, потому что о повседневной жизни, слово повседневной автор выделяет курсивом вы никогда не узнаете. У меня на это другой взгляд.
1 Да, начитавшись книг страну представляешь по-своему. Но так будет и после года жизни, и после 10. Мнение о чем-то это всегда наложение на личные представления и образы. Последние - будут разными всегда, даже у братьев-близнецов воспитанных теми же самыми родителями на тех же самых книжках.
2
Все эти главы об улыбке и о приветствии. Это действительно большое открытие для людей, что жили раньше иначе, но это отнюдь не вопрос страны. Это как если бы молодой человек из не вполне благополучной семьи после школы поехал учиться в
соседний город, и открыл для себя в студенческой столовой, что существуют нож и вилка, которыми от дома никогда не пользовался. Потом этот студент начинает воспринимать эти нож и вилку либо как особенность студенческой жизни, либо
как часть культуры нового города, не подозревая о том, что эти столовые приборы существовали и раньше, и даже в его городке, и даже его соседи ими пользовались, и дело всего лишь в семье этого самого молодого человека.
2
Вторая глава говорит о западной привычке здороваться. Послушайте, это ведь не Дейл Карнеги, что в своих книгах что
попали в Россию в конце 80-х начале 90-х раскрыл секрет Полишинеля, а 2004 год.
Ну и опять же. Неужели ваша мама или бабушка никогда не здоровались в булочной с соседями или с продавщицей?
3
Для автора существует некий мифический "западный мир", о котором он пишет. Для меня этого мира нет. Есть Италия,
есть Франция. Даже не так. Есть север Италии - озеро Комо и Ломбардия, есть север Италии - Венето или Пьемонт. Образ
жизни на юге Италии слишком отличается от северного. Что уж там говорить о Франции или Германии. Иногда вижу, как
иностранцы, начитавшись книжек про эмоциональных итальянцев, заходя в мясную лавку или магазин шелка пытаются
начать оживленный разговор на тему заданную обстановкой. Местные удивляются - так же они бы растерялись, если бы вы
спросили о последних новостях их родственников. Так одна австралийка не дождалась должной реакции по поводу
многообразия расцветок предлагаемых тканей - только вежливые кивки. А представляете как тяжело живется у нас
сицилийцам, точнее родителям взрослых молодых людей,что переехав на север Италии и встав на ноги, перевезли своих
родителей к себе, в пригороды Милана и Комо.
4 Ох уж этот "Западный мир".
Можно было сравнить использование этого слова в статье с некой "греко-римской цивилизацией" которая существовала
по мнению авторов некоторых книг и путеводителей. Лучше приведу более яркий пример. На одной из моих первых,
самых любимых работ, мне приходилось иногда переводить. Причем по мнению моего начальника в мире существовало
два языка - русский и иностранный. И не важно, что факс пришел из Нидерландов, на языке мне незнакомом - нужно перевести
с листа. Та же самая сценка повторилась на днях в местном муниципалитете. Там знают меня как переводчика, и когда я
пришла по своим делам очень обрадовались и принесли пару писем, что пришло в Отдел регистрации брака. Для письма было на
английском, два опять на нидерландском. А что? Переводчик ведь, значит могу понять и перевести с "иностранного". Да я справилась. Но это слишком частный случай. Так что давайте говоря о группе людей, идентифицировать эту группу по
языку или диалекту, точнее по языковой общности. Если этой общности нет, то и обобщение - слишком условное, что уж говорить об образах, и мировоззрении.
5
Если и говорить о западном мире, то его границы становятся более видимыми и осязаемыми, когда речь идет о востоке.
Когда я решила познакомиться с японским языком, с иероглифами, я поняла насколько эти миры различны. Я могу понять что
человек + дерево = иероглиф отдых, просто даже мать + ребёнок = любовь. Но дальше, начиная с "каждый"= "тот у кого
есть мать", или  с иероглифом "красота" было уже гораздо сложнее.
Возможно можно говорить о западной культуре в целом - скажем так, условно - это мир, который понимает мир образов древне-греческой и римской мифологии, библии. Такой человек приходя в Эрмитаж, Лувр или Уфицци - понимает о чем речь.
Но по этому основанию Россию нельзя отделять от запада - этот язык нам понятен. "Амура и Психею" Кановы можно увидеть как в первом, так и во втором музее, причем обе скульптурные композиции - оригиналы.
6 Но очерчивая границы запада по языку символов, тоже не уйти далеко. Потому что если все прекрасно представляют что такое
Возрождение, и попыткой возвращения к чему оно было, то с Северным возрождением - все гораздо сложнее, символику Ван
Дейка понимать гораздо сложнее.
7 И самое главное. Говоря о неком неправильном представлении о другой стране, предполагается что есть правильное.
Нет. Его не существует. Что значит "страна как таковая"? Страница из википедии? Нет правильного Рима или Милана, такого "какой он есть на самом деле". Если этот портрет страны, города, местности рисовать четкими жесткими линиями фактических
данных, то исчезнет душа, атмосфера, составляющих его сущность не в меньшей степени. Если писать портрет живыми
красками - картину маслом, то всегда найдется тот, для кого выбранные вами цвета покажутся слишком яркими, перспектива искаженной, даже если рисовали вы по фотографии. Так что если кто -то называет Венецию сумеречной, или озеро Комо роскошным, с этим можно не соглашаться, но нельзя спорить. Можно бороться лишь за достоверность фактических  исторических данных.
Где он, этот настоящий Рим? Рим Гоголя будет отличаться от Рима "romano de Roma" римлянина из Рима", как называют в
Италии типичных жителей этого города. И чей Рим будет более аутентичным? Того, кто знаком и с другим, а посему может
анализировать с сравнивать или того, чья семья живет там уже много поколений, но который никогда не покидал своего
региона?
8 Возвращаясь к заголовку статьи "Как жить в западном мире", мне лично гораздо интереснее и важнее "зачем". А как - оно везде одинаково. По крайней мере должно быть. Иначе мы превращаемся в варваров.


Приношу извинения за неиспользование ката. Его применения вызывает сложности вплоть до исчезновения поста.
Subscribe

  • Дом из соломы.

    В журнале интереснейшая статья о Евгении Широкове, что строит дома из соломы. Найдены многие интересные решения, но дешёвые дома – не…

  • Дом любви Феллини и Комо

    На фотографии – дом по улице Чезаре Клементини в Римини. Петр Вайль говорит, что на это улице жила семья режиссера Федерико Фелини, а в доме…

  • Экологический дом в области Комо.

    Недавно я упоминала о том, что побывала в новом интересном здании. Оно продолжает традиции рационализма – стиля в архитектуре, начало которому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Дом из соломы.

    В журнале интереснейшая статья о Евгении Широкове, что строит дома из соломы. Найдены многие интересные решения, но дешёвые дома – не…

  • Дом любви Феллини и Комо

    На фотографии – дом по улице Чезаре Клементини в Римини. Петр Вайль говорит, что на это улице жила семья режиссера Федерико Фелини, а в доме…

  • Экологический дом в области Комо.

    Недавно я упоминала о том, что побывала в новом интересном здании. Оно продолжает традиции рационализма – стиля в архитектуре, начало которому…